Методическая деятельность
Методическая деятельность Центра детского творчества «Радуга» – это целостная система мер, способствующая повышению качества и результативности образовательного процесса, обеспечению роста методической культуры, творческого потенциала и профессионального мастерства педагога дополнительного образования.
Методическая служба в учреждении ведет целенаправленную работу по освоению педагогами современных образовательных технологий и внедрению их в воспитательно-образовательный процесс с целью повышения качества образовательного процесса.
Всё это позволяет организовать плодотворную работу педагогов дополнительного образования с обучающимися в разных направлениях, помогает развивать способности детей и вместе с ними стремиться к совершенству, к достижению новых высот в личностном развитии каждого участника этого процесса.
Одной из важных форм методической деятельности является работа над единой методической темой. Она способствует развитию индивидуального и коллективного опыта работы педагогов. Это «школа» навыков педагогического анализа, теоретических и экспериментальных исследований. С 2024 года коллектив ЦДТ «Радуга» работает над единой методической темой: «Инновационные методы и формы работы в условиях дополнительного образования, как фактор раскрытия потенциала педагога и способностей обучающихся», которая рассчитана на 2024-2029 гг..
Основная задача российского образования сегодня состоит в достижении такого качества образования, которое отвечает требованиям, предъявленным к личности в современных быстро меняющихся социально-экономических условиях. Роль дополнительного образования при этом заключается в развитии склонностей, способностей и интересов личностного, социального и профессионального самоопределения детей и молодежи.
Модель методической службы учреждения сформировалась, исходя из конкретных условий, целей, задач и функций деятельности, направленной на обновление содержания образования, повышения профессионального мастерства педагогических работников.
Она имеет следующую структуру: - Муниципальное учреждение «Информационно-методический центр»; - Методический кабинет МАУ ДО ЦДТ «Радуга»; - Экспертный совет учреждения; - Методическое объединение; - Творческие группы (ТГ); - Временные творческие группы (ВТГ).
Методический отдел является центром методической работы ЦДТ «Радуга». Основные задачи таковы: информационно-методическая работа по пропаганде новых методов, технологий, способов учебной деятельности; повышение мотивации к обучению и его качеству.
Методическая работа ведется по следующим направлениям: - С педагогическим коллективом; - С коллективом обучающихся; - Краеведческая работа со школами города и района
Методическая работа в Центре представлена следующими формами: - Методические объединения; - Научно-методическая работа; - Творческая группа по подготовке к участию центровских, городских, республиканских и всероссийских конкурсах, соревнованиях; - Работа временных творческих групп; - Работа с молодыми педагогами; - Консультирование педагогов Центра детского творчества и других образовательных учреждений района по вопросам дополнительного образования детей; - Участие в методических объединениях района и города.
На заседаниях педагогического совета и методических объединениях координируется информационно-методическая, исследовательская, аналитическая деятельность в учреждении, которые:
- Рассматривают учебно-воспитательный план учреждения, образовательные программы педагогов;
- Стимулируют инновационную работу педагогического коллектива, вырабатывает перспективные линии научно-методической деятельности, руководят работой творческих и проблемных групп;
- Обобщает и распространяет опыт работы творческих педагогов дополнительного образования Центра;
- Организует диагностики, где изучаются интересы и склонности обучающихся, уровень профессионального мастерства педагогов Центра детского творчества;
- Оказывает консультативно-методическую помощь педагогам в соответствии с характером их запросов и потребностей;
- Привлекает работников высшего учебного заведения города к работе над дополнительными образовательными программами и другими проектами Центра;
- Принимает участие в организации семинаров по повышению квалификации педагогических кадров района.
Формами работы методических объединений являются:
Заседания, «круглые столы», дискуссии, практикумы, творческие мастерские, смотры, конкурсы, творческие отчеты, деловые игры, коммуникативные тренинги, штурмы, интеллектуальный, педагогический марафон, «мозговые атаки».
Методические объединения проводятся не только внутри Центра, но и на город, для других учреждений дополнительного образования детей.
Кроме того, мы делимся опытом работы не только с учреждениями дополнительного образования, но и с общеобразовательными школами города и района.
Научно-методическая работа включает в себя:
- Оказание методической помощи педагогам Центра детского творчества и другим образовательным учреждениям в реализации принципов и методических приемов обучения и воспитания в системе дополнительного образования детей;
- Включение педагогов Центра в творческий поиск новых форм и методов реализации дополнительных образовательных программ и организации досуга воспитанников и их родителей;
- Разработке методических рекомендаций для педагогов по организации учебно-воспитательного процесса;
- Создание информационного банка учебно-методической литературы, творческих проектов и исследований по дополнительному образованию детей.
Говоря о групповой форме работы, необходимо отметить и индивидуальную работу с каждым педагогом дополнительного образования.
Методическим кабинетом оказывается помощь в виде собеседований и консультаций по научно-методической работе, по аттестации педагогов, по составлению и корректировки дополнительных общеразвивающих, экспериментальных программ, по написанию тематических планов, разработок открытых занятий, мероприятий и другим вопросам.
Методическая работа ведется с молодыми специалистами, с малоопытными студентами-педагогами, совместителями.
В своей деятельности мы учитываем и то, что методическая работа должна быть направлена на:
- Сплочение коллектива, как коллектива единомышленников;
- выявление, обобщение и распространение педагогического опыта внутри коллектива, города и района;
- дополнительные образовательные программы.
Научно-методическая работа педагогического коллектива
Для обеспечения научности образовательного процесса педагоги ЦДТ строят свою профессиональную деятельность с постоянной опорой на научное знание, на различные по своему масштабу и продолжительности исследования, применяют методы научного исследования, что расширяет возможность учебной деятельности.
Педагоги ЦДТ «Радуга» работают над проблемной методической темой.
Для выполнения данной деятельности сформированы 3 проблемные группы: "Арт", "Техно", творческая группа «Золушка», которые работают по конкретным проблемным темам, связанным с методической темой учреждения.
Особым и значимым “элементом” дополнительного образования в Центре детского творчества является научное общество обучающихся «Ступени» (НОО «Ступени»). Реализация самостоятельной творческой деятельности учащихся идет через работу секций: декоративно-прикладного, технического, краеведческого и художественного направления, параллельно с тематикой проблемных групп.
В рамках этого общества проводится деятельность, направленная на исследование и работу над творческими проектами. В НОО «Ступени» ребята овладевают знаниями и умениями, которые способствуют самостоятельному познанию нового и решению жизненных проблем. Здесь закладываются ценностные ориентации детей через формирование системы социального поведения и творческую деятельность.
Итогом работы НОО «Ступени» является научно-практическая конференция педагогов и обучающихся «Я, педагог и творчество», которая проводится с целью повышения качества научно-исследовательской деятельности, совершенствования творческой работы педагогов и воспитанников, поиска интересных и нестандартных идей, обмена творческим и педагогическим опытом педагогов.
Руководствуясь внедрением прогрессивных методик обучения и развития обучающихся, педагогический коллектив совершенствует умение дифференцированно подходить к обучению детей. Для педагогов дополнительного образования и учащихся Центра важно включение в исследовательскую деятельность, открытие для себя нового, как в содержании учебного материала, так и в методике его преподавания.
В условиях высокой динамики общественных процессов и огромного информационного потока последних десятилетий актуальной становится задача развития активности и самодеятельности учащегося, его способности к самостоятельному познанию нового и решению жизненных проблем. Это осуществляется через: - Проектное обучение; - Мастер классы; - Работу детских объединений: мастерских, клубов, студий и т.п.; - Организацию клубного дня детей и педагогов; - Познавательные, досуговые программы и др.
Положение_ О методическом объединении педагогов дополнительного образования
Положение_О методическом кабинете
План работы методического объединения
Структура воспитания по блокам
Структура воспитательной работы