Пятница, 26.04.2024, 14:59

МАУ ДО ЦДТ "Радуга" г.Бирск 

 

Версия для слабовидящих
Меню сайта
Календарь
«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Методическая работа

Методическая деятельность

 

Методическая деятельность Центра детского творчества «Радуга» – это целостная система мер, способствующая повышению качества и результативности образовательного процесса, обеспечению роста методической культуры, творческого потенциала и профессионального мастерства педагога дополнительного образования.

Методическая служба в учреждении ведет целенаправленную работу по освоению педагогами современных образовательных технологий и внедрению их в воспитательно-образовательный процесс с целью повышения качества образовательного процесса.

Всё это позволяет организовать плодотворную работу педагогов дополнительного образования с обучающимися в разных направлениях, помогает развивать способности детей и вместе с ними стремиться к совершенству, к достижению новых высот в личностном развитии каждого участника этого процесса.

Одной из важных форм методической деятельности является работа над единой методической темой. Она способствует развитию индивидуального и коллективного опыта работы педагогов. Это «школа» навыков педагогического анализа, теоретических и экспериментальных исследований. С 2019 года коллектив ЦДТ «Радуга» работает над единой методической темой: «Развитие творческой индивидуальности обучающихся в процессе обучения с применением нестандартных форм обучения и выполнения заданий развивающего характера», которая рассчитана на 2019-2024 гг..

Основная задача российского образования сегодня состоит в достижении такого качества образования, которое отвечает требованиям, предъявленным к личности в современных быстро меняющихся социально-экономических условиях. Роль дополнительного образования при этом заключается в развитии склонностей, способностей и интересов личностного, социального и профессионального самоопределения детей и молодежи.

Цель: Организация учебно-воспитательной деятельности, ориентированной на применение нестандартных форм обучения и выполнения заданий развивающего характера, как эффективного средства, способствующего творческому саморазвитию и самообразованию личности педагога дополнительного образования и учащегося.

Задачи:

- Изучить методическую литературу по применению нестандартных форм обучения и выполнения заданий развивающего характера в системе дополнительного образования;

- Выбрать направления объединений, на которых предполагается применять нестандартные формы обучения и выполнение заданий развивающего характера для достижения поставленной цели;

- Педагогам дополнительного образования составить дополнительные образовательные программы по каждому объединению, с применением нестандартных форм обучения и выполнения заданий развивающего характера, в ходе освоения данной программы;

- Систематически  отслеживать  уровень компетенций у учащихся, т.е. каждый обучающийся должен получить результат, своей самостоятельной творческой деятельности.

Нестандартные формы являются одной из уникальных форм обучения, которая позволяет сделать интересными и увлекательными не только работу учащихся на творческо-поисковом уровне, но и будничные занятия в объединении. Занимательность условного мира игры делает положительно эмоционально окрашенной монотонную деятельность по запоминанию, повторению, закреплению или усвоению информации, а эмоциональность игрового действа активизирует все психические процессы и функции ребенка. Другой положительной стороной является то, что проведение таких форм способствует использованию знаний в новой ситуации, т.о. усваиваемый учащимися материал проходит через своеобразную практику, вносит разнообразие и интерес в учебный процесс.

Актуальность нетрадиционных форм в настоящее время повышается и из-за перенасыщенности современного обучающегося информацией. Во всем мире, и в России в частности, неизмеримо расширяется предметно-информационная среда. Телевидение, видео, радио, компьютерные сети в последнее время обрушивают на учащихся огромный объем информации. Важной задачей учреждения дополнительного образования становится развитие самостоятельной оценки и отбора получаемой информации. Одной из форм обучения, развивающей подобные умения, является нетрадиционные формы, способствующая практическому использованию знаний, полученных на занятии и во внеурочное время.

Активное введение в традиционный учебный процесс разнообразных развивающих занятий, специфически направленных на развитие личностно-мотивационной и аналитико-синтетической сфер ребенка, памяти, внимания, пространственного воображения и ряда других важных психических функций, является в этой связи одной из важнейших задач педагогического коллектива.

Организация нетрадиционного развивающего обучения предполагает создание условий для овладения обучающимися приемами умственной деятельности. Овладение ими не только обеспечивает новый уровень усвоения, но и дает существенные сдвиги в умственном развитии. Ориентация современного учреждения дополнительного образования на гуманизацию процесса образования и разностороннее развитие личности ребенка предполагает, в частности, необходимость гармоничного сочетания собственно учебной деятельности, в рамках которой формируется базовые знания, умения и навыки, с деятельностью творческой, связанной с развитием индивидуальных задатков учащихся, их познавательной активности, способности самостоятельно решать нестандартные задачи и тому подобное.

Сегодня каждый, кто хочет изменить состояние дел, кто хочет создавать нечто совершенно новое, прогрессивное, должен достичь успеха, должен понять, что обновление учреждения дополнительного образования требует серьезной интеллектуальной деятельности, инновационного типа мышления. Инновацией называется такая деятельность, которая необходима для решения интеллектуальных вопросов с помощью эффективных способов и средств достижения успехов.

Нетрадиционное занятие - одна из таких форм организации обучения и воспитания учащихся. Эффективность нетрадиционных форм обучения и развития хорошо известна. Такие занятия приближают обучение к жизни, реальной действительности. Дети охотно включаются в такие занятия, ибо нужно проявить не только свои знания, но и смекалку, творчество. С помощью нетрадиционных занятий можно решить проблему дифференциации обучения, организации самостоятельной познавательной деятельности учащихся, физического эксперимента.

В отечественной педагогике выделяют два основных подхода к пониманию нетрадиционных форм занятия. Первый подход нетрадиционных форм занятия как отход от четкой структуры комбинированного отхода и сочетание разнообразных методических приемов. То есть основной формой учебного процесса все же остается традиционное занятие, но в который обязательно вносятся элементы современных технологий развития познавательных способностей учащихся. А это, прежде всего шестиуровневое развитие познавательных способностей: знание; понимание; применение; анализ; синтез; оценка. Исходя из этого, более тщательно отбираются фактический материал к занятию, тексты документов, источники по теме, задания, тексты и т.д. На занятиях используются разные виды деятельности.

Второй подход трактует нетрадиционные формы занятия как инновационные, современные формы занятия, появившиеся в последнее время и имеющие широкое распространение в современном учреждении дополнительного образования (занятия - конференции, занятия - круглые столы, занятия - флэшмобы, занятия - дискуссии и т.д.). Что же касается научной литературы, то здесь видим тенденцию рассматривать нетрадиционные формы занятия как формы интерактивного обучения или учебные занятия в «режиме интерактива» (от англ. слова interaction - взаимодействие). Интенсивное общение - выработка тактики и стратегии взаимодействия, организация совместной деятельности. Основные виды интерактивного общения - кооперация и конкуренция. Упор делается на межличностные коммуникации, в основе которых берется способность индивида встать на позицию другого человека или группы людей, и только с этой позиции оценить свои собственные действия (самооценка).

Наиболее распространённая форма нетрадиционных занятий - интеграция нескольких форм проведения занятий. Педагоги имеют большие возможности импровизировать, а обучающимся легче воспринимать сложный материал. Собственно, именно для более лёгкого восприятия любого материала и проводятся занятия в нетрадиционной форме.

Применение нетрадиционных форм занятий, в частности занятие - игры, занятие - дискуссии - это мощный стимул в обучении, это разнообразная и сильная мотивация. Посредством таких занятий гораздо активнее и быстрее происходит возбуждение познавательного интереса, отчасти потому, что человеку по своей природе нравится играть, другой причиной является то, что мотивов в игре гораздо больше, чем у обычной учебной деятельности. Ф.И. Фрадкина, исследуя мотивы участия обучающихся в играх, замечает, что некоторые подростки участвуют в играх, чтобы реализовать свои способности и потенциальные возможности, не находящие выхода в других видах учебной деятельности, другие - чтобы получить высокую оценку, третьи - чтобы показать себя перед коллективом, четвертые решают свои коммуникативные проблемы и т.п.

Нетрадиционный подход к проведению занятия позволяет побудить учащихся:

- К активизации умственной деятельности;

- К самостоятельному творчеству;

-  К проявлению скрытых возможностей каждого учащегося, а это дает возможность более тесного общения педагога с обучающимся (воплощается творчество учащихся и педагога);

-  К проявлению чувства коллективизма, сопереживания за товарища, ответственности перед всей группой - не подвести, не отстать от других членов объединения, т.е. имеют большой воспитывающий потенциал.

Нетрадиционные активные формы проведения занятий способствуют повышению качества обучения, замена традиционной формы организации занятий вовлекает обучающихся в «предлагаемые обстоятельства», усиливает «личную сопричастность» каждого обучающегося к происходящему на занятии, создает общий побудительный фон к деятельности, учит учащихся работать с книгой, способствует самореализации, проявлению креативности, самостоятельности и, таким образом, способствует повышению мотивации обучающегося.

Этапы реализации методической темы: - Подготовительный; - Этап апробации; - Преобразовательный; - Оценочно-рефлексивный.

Ожидаемый результат:

1. Обеспечение оптимальных условий  для развития творческой саморазвивающейся личности ребенка.

2. Создание условий для становления социально-активной, творческой  личности школьника в культурно-образовательном пространстве школы и семьи.

Модель методической службы учреждения сформировалась, исходя из конкретных условий, целей, задач и функций деятельности, направленной на обновление содержания образования, повышения профессионального мастерства педагогических работников.

Она имеет следующую структуру: - Муниципальное учреждение «Информационно-методический центр»; - Методический кабинет МАУ ДО ЦДТ «Радуга»; - Экспертный совет учреждения; - Методическое объединение; - Творческие группы (ТГ); - Временные творческие группы (ВТГ).

Методический отдел является центром методической работы ЦДТ «Радуга». Основные задачи таковы: информационно-методическая работа по пропаганде новых методов, технологий, способов учебной деятельности; повышение мотивации к обучению и его качеству.

Методическая работа ведется по следующим направлениям: - С педагогическим коллективом; - С коллективом обучающихся; - Краеведческая работа со школами города и района

Методическая работа в Центре представлена следующими формами: - Методические объединения;  - Научно-методическая работа; - Творческая группа по подготовке к участию центровских, городских, республиканских и всероссийских конкурсах, соревнованиях; - Работа временных творческих групп; - Работа с молодыми педагогами; - Консультирование педагогов Центра детского творчества и других образовательных учреждений района по вопросам дополнительного образования детей; - Участие в методических объединениях района и города.

На заседаниях педагогического совета и методических объединениях координируется информационно-методическая, исследовательская, аналитическая деятельность в учреждении, которые:

- Рассматривают учебно-воспитательный план учреждения, образовательные программы педагогов;

- Стимулируют инновационную работу педагогического коллектива, вырабатывает перспективные линии научно-методической деятельности, руководят работой творческих и проблемных групп;

- Обобщает и распространяет опыт работы творческих педагогов дополнительного образования Центра;

- Организует диагностики, где изучаются интересы и склонности обучающихся, уровень профессионального мастерства педагогов Центра детского творчества;

- Оказывает консультативно-методическую помощь педагогам в соответствии с характером их запросов и потребностей;

- Привлекает работников высшего учебного заведения города к работе над дополнительными образовательными программами и другими проектами Центра;

- Принимает участие в организации семинаров по повышению квалификации педагогических кадров района.

Формами работы методических объединений являются:

Заседания, «круглые столы», дискуссии, практикумы, творческие мастерские, смотры, конкурсы, творческие отчеты, деловые игры, коммуникативные тренинги, штурмы, интеллектуальный, педагогический марафон, «мозговые атаки».

Методические объединения проводятся не только внутри Центра, но и на город, для других учреждений дополнительного образования детей.

Кроме того, мы делимся опытом работы не только с учреждениями дополнительного образования, но и с общеобразовательными школами города и района.

Научно-методическая работа включает в себя:

- Оказание методической помощи педагогам Центра детского творчества и другим образовательным учреждениям в реализации принципов и методических приемов обучения и воспитания в системе дополнительного образования детей;

- Включение педагогов Центра в творческий поиск новых форм и методов реализации дополнительных образовательных программ и организации досуга воспитанников и их родителей;

- Разработке методических рекомендаций для педагогов по организации учебно-воспитательного процесса;

- Создание информационного банка учебно-методической литературы, творческих проектов и исследований по дополнительному образованию детей.

Говоря о групповой форме работы, необходимо отметить и индивидуальную работу с каждым педагогом дополнительного образования.

Методическим кабинетом оказывается помощь в виде собеседований и консультаций по научно-методической работе, по аттестации педагогов, по составлению и корректировки дополнительных общеразвивающих, экспериментальных программ, по написанию тематических планов, разработок открытых занятий, мероприятий и другим вопросам.

Методическая работа ведется с молодыми специалистами, с малоопытными студентами-педагогами, совместителями.

В своей деятельности мы учитываем и то, что методическая работа должна быть направлена на:

- Сплочение коллектива, как коллектива единомышленников;

- выявление, обобщение и распространение педагогического опыта внутри коллектива, города и района;

- дополнительные образовательные программы.

Научно-методическая работа педагогического коллектива

Для обеспечения научности образовательного процесса педагоги ЦДТ строят свою профессиональную деятельность с постоянной опорой на научное знание, на различные по своему масштабу и продолжительности исследования, применяют методы научного исследования, что расширяет возможность учебной деятельности.

Педагоги ЦДТ «Радуга» работают над проблемной методической темой.

Для выполнения данной деятельности сформированы 3 проблемные группы: "Арт", "Техно", творческая группа «Золушка», которые работают по конкретным проблемным темам, связанным с методической темой учреждения.

Особым и значимым “элементом” дополнительного образования в Центре детского творчества является научное общество обучающихся «Ступени» (НОО «Ступени»). Реализация самостоятельной творческой деятельности учащихся идет через работу секций: декоративно-прикладного, технического, краеведческого и художественного направления, параллельно с тематикой проблемных групп.

В рамках этого общества проводится деятельность, направленная на исследование и работу над творческими проектами. В НОО «Ступени» ребята овладевают знаниями и умениями, которые способствуют самостоятельному познанию нового и решению жизненных проблем. Здесь закладываются ценностные ориентации детей через формирование системы социального поведения и творческую деятельность.

Итогом работы НОО «Ступени» является научно-практическая конференция педагогов и обучающихся «Я, педагог и творчество», которая проводится с целью повышения качества научно-исследовательской деятельности, совершенствования творческой работы педагогов и воспитанников, поиска интересных и нестандартных идей, обмена творческим и педагогическим опытом педагогов.

Руководствуясь внедрением прогрессивных методик обучения и развития обучающихся, педагогический коллектив совершенствует умение дифференцированно подходить к обучению детей. Для педагогов дополнительного образования и учащихся Центра важно включение в исследовательскую деятельность, открытие для себя нового, как в содержании учебного материала, так и в методике его преподавания.

В условиях высокой динамики общественных процессов и огромного информационного потока последних десятилетий актуальной становится задача развития активности и самодеятельности учащегося, его способности к самостоятельному познанию нового и решению жизненных проблем. Это осуществляется через: - Проектное обучение; - Мастер классы; - Работу детских объединений: мастерских, клубов, студий и т.п.; - Организацию клубного дня детей и педагогов; - Познавательные, досуговые программы и др.

План реализации единой методической темы МАУ ДО ЦДТ «Радуга»: «Развитие творческой индивидуальности обучающихся в процессе обучения с применением нестандартных форм обучения и выполнения заданий развивающего характера» на 2019-2024 гг.

Положение_ О методическом объединении педагогов дополнительного образования

Положение_О методическом кабинете

План работы методического объединения

Структура воспитания по блокам

Структура воспитательной работы

Структура научно-исследовательской работы

Структура творческих, проблемных групп